ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части
первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В настоящее время на всех уровнях государственной власти признается, что одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития России является переход от экономики, основанной на эксплуатации невосполнимых природных ресурсов, к экономике высоких технологий, прежде всего -информационных. Однако для развития в стране отрасли информационных технологий, способной успешно конкурировать на мировом рынке, необходимо создать определенные предпосылки, в том числе благоприятные условия налогообложения.
Так, например, прорыв на мировом рынке компаний - разработчиков программ для ЭВМ из таких стран как Индия, Китай, Ирландия напрямую связан с установлением для них условий налогообложения, стимулирующих экспорт программных продуктов. В настоящее время годовой оборот только одной крупной индийской компании в области экспортного программирования достигает от 700 млн. долл. США до 1 млрд. долл. США, а количество занятых в ней программистов - до 20-25 тыс. человек.
Опыт таких стран как Ирландия, Израиль, Тайвань по предоставлению льгот компаниям, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, привел к экономическому росту в странах, изменению структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли, в первую очередь в сфере информационных технологий.
Основной проблемой формулирования поправок в налоговое законодательство является отсутствие простого и однозначно понимаемого определения вида деятельности предприятий отрасли ИТ. Поэтому к отрасли ИТ в основном относят предприятия, в деятельности которых преобладает:
1) разработка и продажа лицензируемых программных продуктов;
2) предоставление услуг, связанных с проектированием, разработкой, внедрением, поддержкой и обслуживанием компьютерного оборудования и программного обеспечения.
При этом если первое направление деятельности в целом описано в законодательстве (федеральные законы №5351-1 от 09.07.1993г. «Об авторском праве и смежных правах» и №3523-1 от 23.09.1992г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также Налоговый кодекс Российской Федерации), то
формализация второго направления деятельности в целях налогового администрирования представляется затруднительной.
Российское налоговое законодательство в настоящее время более благоприятно именно для отраслей с высокой долей материальных затрат, чем для организаций, создающих интеллектуальный продукт. В отличие от материального производства, в расходах компаний отрасли информационных технологий наибольший удельный вес (от 50 до 80 процентов) занимают расходы на оплату труда. Не менее значимой проблемой является высокий барьер совокупной налоговой нагрузки (особенно НДС и ЕСН).
Поэтому для достижения предприятиями отрасли ИТ поставленных целей, заключающихся в увеличении объемов российского высокотехнологичного экспорта с большой добавочной стоимостью, представляется необходимым внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на изменение действующего налогового законодательства путем предоставления льгот отрасли в целом, вне зависимости от места регистрации или фактического места нахождения организации-налогоплательщика (следует отметить, что такая практика широко применяется в налоговом законодательстве Российской Федерации). Причем предоставление льгот целесообразно реализовывать в виде специального налогового режима для предприятий, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Введение специального налогового режима - новой главы Налогового кодекса РФ, в которой будут учтены все особенности отрасли в целом, а также особенности отдельных видов деятельности предприятий отрасли. Такой подход позволяет осуществить комплексное решение вопроса налогообложения и урегулировать требующие уточнения с учетом специфики отрасли проблемы налогового администрирования.
Применение действующих ставок налогов является одним из основных факторов снижения конкурентоспособности отечественных компаний в области заказного программирования на мировом рынке. В итоге это приводит к тому, что российские компании проигрывают борьбу за крупные заказы от иностранных заказчиков, а доля налоговых поступлений от экспорта подобных услуг в консолидированном бюджете РФ является мизерной.
При введении системы налогообложения для предприятий, осуществляющих деятельность в области информационных технологий предлагается создать благоприятные условия налогообложения для организаций, осуществляющих исключительно разработку и (или)
реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, и вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы), связанные с разработкой, адаптацией и модификацией программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).
Одновременно к ним предъявляется набор жестких ограничений. В частности, для разработчиков программ для ЭВМ устанавливаются ограничения по доле дохода от покупателей - иностранных лиц (70%), минимальной численности работников (100 человек), наличию аккредитации в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. При нарушении в течение налогового или отчетного периода хотя бы одного из ограничений, налогоплательщик обязан вернуться к общему режиму налогообложения.
Принятие отдельной главы Налогового кодекса не повлечет бюджетных потерь. Наоборот, приведет к увеличению налоговой базы и росту налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц, пенсионным взносам и т.д.

Разместил (а): Балашова Наталья Михайловна/ (03/27/2006 в 09:40 AM)