ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 209727-3
"О минимальных государственных социальных стандартах"
(внесен депутатами Государственной Думы Г.К.Леонтьевым
и группой в составе 39 депутатов Государственной Думы)



Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона № 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах" и отмечает.
Законопроект разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают положения о необходимости утверждения и применения государственных минимальных социальных стандартов в Российской Федерации. Кроме того, в статье 8 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" Правительству Российской Федерации было поручено в течение 2001 года внести в Государственную Думу проект федерального закона о минимальных государственных социальных стандартах.
Согласно концепции законопроекта утверждение и применение минимальных государственных социальных стандартов в Российской Федерации предназначено для решения следующих задач:
- реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Проект федерального закона "О минимальных государственных социальных стандартах" устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации (статьи 39, 41, 43, 44 и 48).
В законопроекте перечислены сферы, в которых должны устанавливаться конкретные перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов (здравоохранение, образование, социальное обслуживание населения; культура, жилищно-коммунальная сфера). Кроме того, минимальные государственные социальные стандарты должны применяться при оказании юридической помощи гражданам. В каждой из данных сфер должны утверждаться перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, перечни и виды минимальных социальных и финансовых норм.
Законопроект носит рамочный характер, поскольку устанавливает, что перечни и виды основных минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются другими федеральными законами (например, в настоящее время разработан проект федерального закона "О государственном стандарте общего образования"). При этом перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, кроме указанных в абзаце 1 пункта 2 статьи 5 законопроекта, а большинство перечней и видов минимальных социальных и финансовых норм разрабатываются заинтересованными министерствами и ведомствами, иными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны обеспечить применение минимальных государственных социальных стандартов при формировании и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При этом минимальные государственные социальные стандарты должны использоваться при расчете объема финансовой помощи, выделяемой из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
Установление и применение минимальных государственных социальных стандартов в Российской Федерации позволит избежать субъективных подходов при распределении и разграничении доходных источников между уровнями бюджетной системы, оказании финансовой помощи, выделяемой из вышестоящих бюджетов бюджетам других уровней, и будет способствовать выравниванию минимальной бюджетной обеспеченности на всей территории Российской Федерации в целях реализации основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы № 125 от 18 июля 2002 ода законопроект направлялся Президенту Российской Федерации в комитеты, комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правительство Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
На законопроект получено 115 отзывов из 70 субъектов Российской Федерации, 68 из которых считают необходимым его принятие в первом чтении с учетом последующей его доработки.
Получены также заключения комитета – соисполнителя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Комитета Государственной Думы по образованию и науке, а также комитетов Совета Федерации по социальной политике и по науке, культуре и образованию, здравоохранению и экологии.
Комитет по вопросам местного самоуправления поддерживает принятие данного законопроекта с учетом высказанных им замечаний и предложений, которые касаются в основном установления более четких норм, регламентирующих порядок утверждения конкретных минимальных государственных социальных стандартов и минимальных социальных и финансовых норм с тем, чтобы они имели обязательный характер для региональных и местных бюджетов, а также устранения отдельных несоответствий нормам действующего законодательства по вопросам образовательных услуг и услуг жилищно-коммунального хозяйства и некоторых других частных вопросов.
Комитета Совета Федерации по социальной политике и по науке, образованию, здравоохранению и экологии в своих отзывах отмечают, что внесенный законопроект "ущемляет ныне действующие права граждан в области образования, здравоохранения и культуры" и требует концептуальной доработки.
В отзыве Комитета Совета Федерации по социальной политике отмечается, что "концепция законопроекта представляется значительно суженной, а содержание законопроекта не соответствует его названию. В этой связи представляется целесообразным отразить в названии законопроекта конкретную область его применения, чтобы избежать в дальнейшем трудностей при разведении сфер использования социальных стандартов (возможное название - "О минимальных государственных социальных стандартах, учитываемых при формировании и исполнении бюджетов и в межбюджетных отношениях").
Комитет констатирует, что при решении вопроса об упорядочении межбюджетных отношений законопроект ориентирует субъекты Российской Федерации, организации и учреждения социальной сферы на оказание бесплатных услуг населению на минимально допустимом (то есть предельно низком) уровне, а не на минимально необходимом. Следовательно, законопроект в целом ориентирован на идею субсидиарного государства, а не социального, как это зафиксировано в Конституции Российской".
В заключении Правительства Российской Федерации отмечается, что основные концептуальные подходы к формированию системы минимальных государственных социальных стандартов, использование в законопроекте не согласуется с позицией Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации считает, что в законопроекте система социальных стандартов фактически подчинена целям бюджетного планирования, перераспределения бюджетных средств, бюджетному выравниванию, что ставит под сомнение целесообразность его принятия.
В заключении также отмечается, что законопроектом предусматривается наряду с применением единых минимальных государственных социальных стандартов применение минимальных социальных и финансовых норм. При этом прерогатива установления минимальных социальных и финансовых норм будет принадлежать Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти. В этих условиях большая часть расходов территориальных бюджетов станет определяться исходя из решений Правительства Российской Федерации, что полностью противоречит принципу самостоятельности бюджетов, являющемуся основополагающим для формирования эффективной бюджетной системы.
Предложенная законопроектом система формирования и исполнения минимальных государственных социальных стандартов, предусматривающая исключительные полномочия федеральных органов исполнительной власти по определению уровня финансирования бюджетных услуг из бюджетов нижестоящих уровней, практически исключает участие региональных органов власти в процессе формирования собственных средств, что противоречит самой сути федеративных отношений.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержатся конкретные предложения по юридико-технической доработке указанного законопроекта, приведению отдельных норм законопроекта в соответствие с действующим законодательством.
Комитет по труду и социальной политике отмечает, что Правительство Российской Федерации в течение последних лет неоднократно заявляло о том, что им разрабатывается проект федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах", который будет внесен в Государственную Думу. В официальном заключении на внесенный законопроект такой информации не содержится. Практически все субъекты Российской Федерации в своих отзывах настаивают на скорейшем рассмотрении и принятии федерального закона по данному вопросу.
В связи с изложенным Комитет по труду и социальной политике рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона "О минимальных государственных социальных стандартах".

Разместил (а): Каштанова Елена Николаевна/ (01/20/2003 в 05:59 PM)