Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации







На № 2.12-17/1033 от 18 июня 2003 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 209727-З "О минимальных государственных социальных стандартах", принятый Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2003 г.


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроект включает ряд основных положений, разработанных на концептуальных подходах к формированию системы минимальных государственных социальных стандартов, которые не согласуются с позицией Правительства Российской Федерации.
В законопроекте минимальные государственные социальные стандарты трактуются в рамках затратного подхода.
Система социальных стандартов фактически подчинена в законопроекте целям бюджетного планирования, перераспределения бюджетных средств, бюджетного выравнивания, что ставит под сомнение целесообразность его принятия, так как реализация его положений невозможна в пределах имеющихся финансовых ресурсов.
Минимальные государственные социальные стандарты должны формироваться исходя из ресурсных возможностей бюджетной системы, а не наоборот.
В законопроекте предусматривается наряду с применением и утверждением минимальных государственных стандартов применение минимальных социальных и финансовых норм. При этом прерогатива установления минимальных социальных и финансовых норм будет принадлежать федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации. В этих условиях большая часть расходов территориальных бюджетов станет определяться исходя из решений Правительства Российской Федерации, что полностью противоречит принципу самостоятельности бюджетов, являющемуся основополагающим для формирования эффективной бюджетной системы.
Предложенная законопроектом система формирования и исполнения минимальных государственных социальных стандартов, предусматривающая исключительные полномочия федеральных органов государственной власти по определению уровня финансирования бюджетных услуг из бюджетов нижестоящих уровней, практически исключает участие региональных и местных органов государственной власти в процессе формирования собственных бюджетов, что противоречит самой сути федеративных отношений.
Следует отметить, что законопроект в части разработки и применения минимальных государственных социальных стандартов не соответствует Федеральному закону от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также принятому Государственной Думой во втором чтении проекту федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, законопроект не содержит норм, определенных преамбулой в качестве основных целей и задач установления и порядка применения минимальных социальных стандартов, значительная часть его положений имеет отсылочный характер (статьи 4, 5, 8).
К сфере применения государственных минимальных социальных стандартов по-прежнему отнесены жилищно-коммунальное хозяйство и оказание юридических услуг, в то время как эта часть социальных гарантий обеспечивается в соответствии с действующим законодательством и не требует разработки минимальных социальных стандартов.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации подтверждает свою позицию (заключение от 29 июля 2002 г. № 4617п-П12) о том, что не поддерживает принятие законопроекта и просит снять его с рассмотрения.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации Г.Карелова

Разместил (а): Каштанова Елена Николаевна/ (08/27/2003 в 02:44 PM)