ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(о государственной поддержке отдыха
и оздоровления детей в Российской Федерации)



Система организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации начала складываться в середине 20-х годов как область деятельности двух общественных организаций – профсоюзов и комсомола. К концу 30-х годов она организационно оформилась в самостоятельную социальную сферу, имевшую собственную инфраструктуру, основу которой составляли пионерские лагеря и детские оздоровительные площадки.
Распад СССР и социально-экономические изменения, проходившие в стране в начале 90-х годов, поставили самую мощную в мире систему отдыха и оздоровления детей на грань уничтожения. Обе системообразующие структуры – профсоюзы и комсомол утратили свою роль в обществе, при этом ни один из органов государственной власти не взял на себя ответственность за сохранение и развитие системы отдыха и оздоровления детей.
В результате, детские оздоровительные лагеря стали объектом купли-продажи. Они перепрофилировались и расхищались. Около 50 % загородных оздоровительных лагерей и лагерей труда и отдыха перестали существовать.
Экстренные меры, предпринятые на федеральном уровне, позволили к середине 90-х годов несколько стабилизировать ситуацию. Внесен ряд изменений в действующее законодательство, что позволило несколько улучшить условия функционирования детских оздоровительных лагерей.
В принимаемых ежегодно постановлениях Правительства Российской Федерации по организации отдыха и оздоровления детей определяются наиболее важные и актуальные задачи, а также меры по сохранению данной системы.
На федеральном и региональном уровнях действуют межведомственные комиссии по организации отдыха и оздоровления детей.
С 1997 года ежегодно в федеральном бюджете по разделу "Социальная политика" функциональной классификации выделяются ассигнования на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков. В федеральном бюджете 2001 года объем ассигнований составлял 1.0 млрд. рублей, фактически же затраты федерального бюджета на эти цели составили 1 млрд. 151 млн. рублей.
В федеральном бюджете 2002 года на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков выделено 902 млн. рублей, что на 249 млн.рублей (на 22%) меньше, чем фактически профинансировано в 2001 году.
Однако в действующем законодательстве не существует нормы, обязывающей финансировать оздоровительные мероприятия отдельных категорий детей и подростков из федерального бюджета. Это осуществляется на основе ежегодных постановлений Правительства Российской Федерации. Вопрос об объемах финансирования отдыха и оздоровления детей и подростков становится предметом острых дискуссий между Правительством и депутатами Государственной Думы при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование отдыха и оздоровления детей осуществляется из различных источников: - бюджетов субъектов Российской Федерации, Фонда социального страхования, средств предприятий и организаций, федерального бюджета, средств родителей и других источников. Причем, в общем объеме затрат на отдых и оздоровление детей и подростков доля расходов федерального бюджета в 2001 году составляла 7 %.
В структуре всех затрат на отдых и оздоровление детей тенденции последних трех лет таковы - сокращается доля затрат, приходящаяся на региональные бюджеты, на родительские бюджеты, на бюджеты предприятий. И, одновременно, существенно - с 41% в 1999 году до 50,4% в 2001 году - увеличивается доля ассигнований на эти цели из Фонда социального страхования. Подробнее источники финансирования представлены в финансово-экономическом обосновании к данному законопроекту.
Несмотря на предпринимаемые усилия по сохранению системы отдыха и оздоровления детей, в настоящее время отсутствует законодательная база, которая определила бы положение этой сферы в системе общественных отношений и юридически закрепила правомерность создания и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. И, поэтому, нет никаких гарантии, что система организации отдыха и оздоровления будет защищена от дальнейшего развала.
Действующие сейчас нормативные акты устарели. Так, единственным документом, определяющим политику в этой сфере, до сих пор является Положение о детском оздоровительном лагере, которое было принято еще ВЦСПС в 1990 году, и которое не имеет права на существование уже потому, что структуры, принявшей его, не существует.
В связи с этим назрела необходимость юридически оформить сложившиеся отношения в сфере детского отдыха и оздоровления, что позволит обеспечить реализацию прав детей на отдых и оздоровление.
Настоящий законопроект развивает и значительно дополняет нормы Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", определяющего оздоровление и отдых детей как важнейшую составную часть системы государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Его социальная значимость заключается в том, что отдых и оздоровление детей провозглашаются сферой государственных интересов Российской Федерации и пользуется государственной поддержкой.
Представляемый законопроект основывается на нормах Конституции Российской Федерации, определяющей основные гарантии государства по обеспечению права граждан на отдых, а также на положениях Конвенции ООН о правах ребенка, установившей правила, которыми должны руководствоваться государства-участники Конвенции при обеспечении оздоровительной, образовательной, воспитательной деятельности в отношении детей.

Документ разместил(а) в базе: Алла О Скачкова 05/22/2002 в 04:28 PM