ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(о государственной поддержке отдыха
и оздоровления детей в Российской Федерации)



Система организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации начала складываться в середине 20-х годов как отрасль деятельности двух общественных организаций – профсоюзов и комсомола. К концу 30-х годов она организационно оформилась в самостоятельную социальную сферу, имевшую собственную инфраструктуру, основу которой составляли пионерские лагеря и детские оздоровительные площадки.
Распад СССР и социально-экономические изменения, проходившие в стране в начале 90-х годов, поставили самую мощную в мире систему отдыха и оздоровления детей на грань уничтожения. Обе системообразующие структуры – профсоюзы и комсомол утратили свою роль в обществе, при этом ни один из органов государственной власти не взял на себя ответственность за сохранение и развитие системы отдыха и оздоровления детей.
В результате, детские оздоровительные лагеря стали продаваться, перепрофилироваться, расхищаться. Особенно пострадали загородные оздоровительные лагеря и лагеря труда и отдыха. Около 50 % из них перестали существовать.
Экстренные меры, предпринятые на федеральном уровне, позволили к середине 90-х годов несколько стабилизировать ситуацию. Ежегодные постановления Правительства Российской Федерации по организации отдыха и оздоровления детей стали определять наиболее важные и актуальные задачи, стоящие перед органами исполнительной власти, по сохранению системы. Внесен ряд поправок в действующее законодательство с целью облегчить судьбу детских оздоровительных лагерей, осуществляется финансирование отдыха и оздоровления детей из федерального бюджета, на федеральном и региональном уровнях действуют межведомственные комиссии по организации отдыха и оздоровления детей.
Вместе с тем при отсутствии законодательной базы, которая определяла бы положение этой сферы в системе общественных отношений и юридически закрепляла правомерность создания и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления, нет никакой гарантии, что система организации отдыха и оздоровления будет защищена от развала в ближайшем будущем..
Так, один из основных нормативных документов, определяющих политику в этой сфере – Положение о детском оздоровительном лагере, был принят постановлением ВЦСПС в 1990 году, и в настоящее время не может рассматриваться как действующий нормативный правовой акт. Существующее же законодательство предлагает распространить на детский оздоровительный лагерь нормативные документы, регламентирующие деятельность производственных предприятий учреждений образования, здравоохранения и других организаций, выполняющих функции, не свойственные сфере отдыха и оздоровления детей.
Действующее законодательство не гарантирует выделение средств на отдых и оздоровление детей из федерального бюджета. Ежегодно этот вопрос становится предметом споров при утверждении федерального бюджета.
Представляемый законопроект основывается на статьях Конституции Российской Федерации, определяющих, что государство берет на себя гарантии по обеспечению права граждан на отдых, положениях Конвенции ООН о правах ребенка, установившей правила, которыми должны руководствоваться государства-участники Конвенции при обеспечении оздоровительной, образовательной, воспитательной деятельности в отношении детей.
Настоящий законопроект развивает и значительно дополняет нормы Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", определяющего оздоровление и отдых детей в качестве важнейшей составной части государственных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.
Задача настоящего законопроекта – юридически оформить сложившиеся отношения в сфере детского отдыха и оздоровления, защитить права ребенка в виде предоставления ему услуг отдыха и оздоровления.
Социальная значимость законопроекта заключается в том, что отдых и оздоровление детей провозглашается сферой государственных интересов Российской Федерации и пользуется государственной поддержкой как наиболее ощутимое проявление социальной справедливости в обществе. В данном аспекте ему нет аналогов в мировой правоприменительной практике.

Документ разместил(а) в базе: Данилин Михаил Михайлович 11/04/2003 в 03:26 PM